История вопроса в России

До 2007 года, такой обычный и обязательный в странах Европы предмет, как детское автокресло, был практически никому не знаком в России. Детские автокресла ввозились импортерами детских товаров, но в очень небольших количествах, ввиду отсутствия спроса. Большинству из нас, на тот момент, даже не приходило в голову задумываться о какой-то «безопасности ребенка в автомобиле». Затем, в течение буквально одного года все переменилось. Начальным толчком послужило принятие закона, который с 01.01.2007 г. запрещал перевозку детей в автомобиле без применения «специальных детских удерживающих устройств». Закон сначала вызвал немало негативных отзывов, ведь принуждения никто не любит, однако, именно с того момента большинство граждан нашей страны начали задумываться о безопасности в автомобиле самых маленьких и самых важных пассажиров.
Тогда же в Интернет, в обычной прессе и в автомобильных журналах стали появляться первые обзоры и статьи, посвященные детским автокреслам. К сожалению, большинство из них были написана людьми, недостаточно разбирающимися в вопросе и представляли собой скорее сборники рекламных описаний из каталогов производителей. В то же время встречались и исключительно интересные и полезные (например, статьи журнала «Авторевю»). Тем не менее, некоторое базовое представление о вопросе детской безопасности эти публикации давали.
И множество людей вдруг узнали, что ребенок, в случае аварийной ситуации, вообще не защищен от травм и тяжких повреждений, а штатные автомобильные ремни безопасности, призванные защитить жизнь и здоровье, становятся сами причиной серьезных повреждений вплоть до летального исхода. Ведь ребенок имеет совсем другие размеры и анатомические особенности чем взрослый, кроме того, — он в процессе роста и на разных этапах физического развития ему требуются совершенно разные устройства, обеспечивающие безопасность.

Магазины и рынки разом наполнили детские автокресла самых разнообразных марок, от самых дешевых китайских автокресел, до дорогих европейских, сделанных известными во всем мире производителями. Закон хотя и требовал применения специальных удерживающих устройств, никак не конкретизировал каких именно. Поэтому, к сожалению, возникло множество заблуждений по поводу того, что именно способно обеспечить безопасность ребенка в автомобиле.
Некоторые источники предлагали подкладывать обычную подушку под ребенка, а часть предпринимателей сориентировались и организовали производство так называемых «адаптеров ремней безопасности», которые «решают все проблемы, не требуют сертификации», стоят копейки и т.д. В рамках данной статьи не будем подробно останавливаться, например, на объяснениях, например, почему подушка не может заменить собой автокресло, в качестве интересного примера рекомендуем почитать статью журнала Авторевю, которым производились испытания некоторых детских автокресел и разного рода «суррогатов».

Интерес к проблеме детской безопасности возрастал, и, наконец, пришло осознание, что детское автокресло – это нечто большее, чем просто требование закона, без соблюдения которого придется платить штраф. Мы сами в первые месяцы после принятия закона ожидали, что основной спрос придется на самые дешевые и максимально универсальные модели автокресел, без особой оглядки на безопасность. Сейчас, можем с удовлетворением констатировать, что мы тогда ошибались. Оказалось, достаточно привлечь внимание людей к проблеме детской безопасности, показать, что такая проблема существует и приоритетом для многих наших сограждан стала именно безопасность малышей, а не буква закона. И адекватные родители, в 90% случаев ищут кресло, которое было бы максимально удобным и безопасным, в пределах доступного для их семейного бюджета.

Но, несмотря на положительные сдвиги, общая ситуация с детской безопасностью в России печальна. По данным соцопроса ВЦИОМ в 2011 году: около 50% наших родителей-автовладельцев игнорируют закон, и не имеют детских автокресел в машине, примерно треть даже не планирует обзаводиться креслом, а 20% возят детей на руках, наивно считая, что так безопаснее. Становится понятно, почему количество жертв и увечий среди детей-пассажиров увеличивается. По данным Госавтоинспекции, за 9 месяцев 2011 года 414 детей-пассажиров получили смертельные травмы, 6815 – серьезные ранения. За сухими цифрами стоят чьи-то трагедии, немалую часть которых можно было бы избежать, если бы взрослые соблюдали элементарные правила перевозки детей в автомобиле. Если верить Всемирной организации здравоохранения, использование автокресел снижает смертность среди младенцев на 71%, среди детей постарше — на 54%, риск получения травм — на 76%, тяжелых травм — на 92%.

Сейчас наше государство продолжает пытаться повлиять на родителей, которые игнорируют как здравый смысл так и закон, не пользуясь автокреслами. 1 декабря 2011 года, по инициативе Госавтоинспекции совместно с Российским союзом автостраховщиков (РСА) и общественной организацией «Движение без опасности» по всей стране началась масштабная социальная акция«Автокресло — детям!». В рамках нее в регионах проходят различные мероприятия для привлечения внимания взрослых к обеспечению безопасности детей в транспорте, для маленьких участников дорожного движения и их родителей организованы приключенческие квесты «Сокровища Кресландии», запущена социальная реклама по ТВ и с использованием уличных билбордов.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.